Новости

Банки начали проводить психологическую оценку заемщиков

Что банки пытаются узнать о клиентах с помощью психоскоринга?


Работа в формате дистанционного обслуживания привела банки к идее внедрения новых способов оценки заемщиков. Некоторые финансовые организации уже запустили психологическую оценку своих клиентов, так называемый психоскоринг. 

Психоскоринг — это новый инструмент оценки платежеспособности потенциальных заемщиков с помощью специальных тестов.

Пока психологическая оценка работает в пилотном режиме, так как метод еще не изучен в условиях российского рынка. Для оценки его эффективности должно пройти время. Но эксперты уверены, что новые методы скоринга позволят лучше оценивать риски и определять ставки по кредитам с большей точностью. 

Сами тесты похожи на поведенческие опросники вида «как бы вы поступили в данной ситуации?». В них нет правильных или неправильных ответов. Однако на основе этих тестов можно определить имеет ли заемщик такие качества как добросовестность, обязательность, дисциплинированность и склонность к риску.

У психоскоринга есть как преимущества, так и недостатки. Из плюсов, кредитные организации, узнав предпочтения, привычки и интересы клиента, сможет сформировать персонализированное предложение по обслуживанию, страховке, акциям, льготам. Это может стать дополнительным преимуществом для банка, даже если ставка по кредиту выше конкурентов.

Есть и минусы. На прохождение опроса требуется в среднем 15 минут. У некоторых граждан прохождение теста занимает 30 минут. За это время можно оформить заяву на получение кредитов в нескольких банках. Однако, если эксперимент с психологическим тестированием проявит себя хорошо, то вряд ли дискомфорт клиентов приведет банки к отказу от опросников.

Эксперты сходятся во мнении, что как бы психоскоринг себя не показал, такой метод оценки рисков не может существовать самостоятельно без классического скоринга — оценки социодемографических данных и кредитной истории заемщика.

Появление интереса к методу психоскоринга связано с новой реальностью. Пандемия коронавируса, потеря доходов и работы влияют на психику людей. А с точки зрения кредитования психологическая составляющая крайне важна.

В настоящее время психоскоринг применяется только в автокредитовании