Статьи

Электронная цифровая подпись в сделках с недвижимостью

Чем является электронная цифровая подпись? Как ее использовать при совершении сделок с недвижимостью?


Нередки случаи, когда нужно купить, продать или подарить недвижимость в другом городе, при этом не иметь возможности лично присутствовать при совершении сделки. Однако сейчас подобные ситуации легко разрешаются с помощью электронных подписей, которые должны быть у обеих сторон сделки с недвижимостью.

В этой статье мы подробно рассмотрим, что из себя представляет цифровая подпись, а также ситуации, в которых ее можно использовать.

Определение электронной подписи

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) является уникальным набором символов, который, в свою очередь, обладает юридической силой, присущей собственноручной подписи.

Согласно Росреестру, начиная с 1 июля 2015 года, электронная цифровая подпись позволяет совершать следующие действия с недвижимостью:

  • проводить регистрацию права собственности на недвижимость (в сделках купли-продажи, дарения, мены и прочих)
  • ставить объект недвижимость на государственный кадастровый учет
  • получать данные о любой недвижимость из ЕГРН.

Причем, как уже было сказано ранее, для совершения сделки с недвижимостью в режиме онлайн, электронной цифровой подписью должны обладать обе стороны (покупатель и продавец, одариваемый и даритель).  

Также электронная цифровая подпись имеет два главных плюса, которые следует знать, а именно:

  • процесс регистрации сделки с помощью цифровой подписи происходит быстро: на это требуется лишь два рабочих дня
  • при подаче документов в электронном виде на сайте Росреестра госпошлина для вас будет снижена, причем на 30%. 

За счет этих преимуществ в последнее время электронная регистрация объектов недвижимости становится все более популярной и распространенной. 
 

Получение цифровой подписи

Электронную цифровую подпись можно получить лишь лично или же через представителя, имеющего на руках доверенность. Электронная подпись оформляется в специализированном удостоверяющем центре, который в обязательном порядке должен иметь аккредитацию со стороны головного удостоверяющего центра Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. А чтобы найти действующие аккредитованные центры, достаточно посмотреть их на сайте данного головного учреждения.

Для получения электронной цифровой подписи следует предъявить два документа:

  • ваш паспорт (должен быть как оригинал, так и копия)
  • СНИЛС (тоже в оригинале и в копии). 

Что касается стоимости электронной цифровой подписи, то цена начинается от 1200 рублей. Обычно цифровую подпись отдают на самой обычной флешке. 

Важно помнить, что электронную цифровую подпись следует хранить очень аккуратно, поскольку если эта флешка, содержащая вашу подпись, попадет в чужие руки, то вы можете столкнуться с тем, что с вашей недвижимостью могут совершить абсолютно любые действия, о которых вы даже не будете знать. 
 

Для совершения сделки с недвижимостью в режиме онлайн, электронной цифровой подписью должны обладать обе стороны

Процесс сделки с электронной подписью

Для проведения сделки с недвижимостью (например, купли-продажи, дарения либо иной сделки) подпись «от руки» не является обязательным условием. Поэтому их можно заменить электронной подписью. Перед проведением сделки нужно отсканировать все документы, которые будут необходимы в процессе. Полученные сканы документов нужно загрузить на сайт Росреестра в определенный раздел. После этого  обе стороны сделки в этом разделе заверяют эти документы с помощью цифровых подписей. При этом совершенно не важно, где в момент сделки находятся оба участника сделки (один может быть в Новосибирске, а другой — в Москве). 

Однако перед тем как подписать документы в электронном виде, следует установить специальное программное обеспечение (КриптоПРО и КриптоАРМ), которые являются совершенно бесплатными. А чтобы скачать их, следует найти сайт разработчиков данного программного обеспечения. 

По окончании электронной регистрации права собственности покупатель получить все требуемые документы на свою электронную почту. При этом ни покупатель, ни продавец, не получают какие-либо подтверждающие документы в бумажном варианте.   
 

Нотариус при сделках с электронной подписью

Каждый нотариус имеет собственную электронную подпись. Поэтому если вы проводите сделку через нотариуса, не имея при этом собственной цифровой подписи, то он заверит все необходимые документы по вашей сделке с помощью своей электронной подписи. Хотя сейчас для большинства сделок с недвижимостью нотариус в целом уже не требуется. Поэтому лучше все же сделать свою электронную цифровую подпись, чтобы самостоятельно совершать необходимые сделки с недвижимостью.   

Читайте также
Статьи

Как законно увеличить помещение за счет балкона?

Какие существуют альтернативные варианты для увеличения жилья за счет балкона? Какие перепланировки не будут п…
Новости

Одобрение правительством проекта закона, касающегося усовершенст…

Кабмин одобрил законопроект, направленный на изменение практики государственной кадастровой оценки.
Статьи

Методы для быстрой продажи недвижимости

Что нужно сделать, чтобы быстро продать жилье? Как следует подготовиться к продаже объекта недвижимости?
Статьи

Ипотечные каникулы: кому доступны и как получить?

Кто может получить ипотечные каникулы? И в каких случаях получить ипотечные каникулы нельзя?
Статьи

Наследственный договор и его преимущества

Что представляет собой наследственный договор? В чем заключаются его преимущества? Какие у него есть недостатк…
Новости

На рынке новостроек растет число сделок Trade-in

Trade-in стала выгодной альтернативой ипотеке