Сегмент коммерческой недвижимости сильнее всего ощутил влияние пандемии и режима самоизоляции. Некоторые ограничения действуют до сих пор и это не способствует восстановлению спроса арендаторов.
Офисы
После снятия режима самоизоляции в офисы вернулись далеко не все. Некоторые компании закрылись, другие остались работать на удаленке. Недавно проведенный общероссийский опрос показал, что 17% компаний страны планируют сохранить полный или частичный удаленный режим работы после окончания пандемии.
Ни один из городов-миллиоников не смог вернуть докризисные значения спроса на офисную недвижимость. В нынешней экономической ситуации компании реже готовы приобретать офисы. К тому же переформатирование рабочих пространств с переходом на частично удаленный режим работы не способствует приобретению офисов.
Склады
В период самоизоляции изменилось потребительское поведение. Даже те, кто раньше не совершали покупки в интернет-магазинах, в конечном счете перешли в онлайн и возвращаться в точки офлайн-продаж уже не стали. Бизнесу пришлось подстраиваться, что привело к мощному росту интереса к расширению складский помещений.
Потенциальный интерес к покупке складский помещений в 2020 году, после периода самоизоляции, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, выше на 65%.
Потенциальный интерес к покупке складский помещений в 2020 году, после периода самоизоляции, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, выше на 65%.
В сегменте аренды интерес к складским помещениям также вырос. В годовой динамике рост составил 22%. Однако, если сравнить показатель спроса с докризисным периодом, то он пока ниже на 6%. Это показывает, что компании делают больший упор именно на покупку складов, а не аренду, то есть на долгосрочные вложения.
Торговая недвижимость
Данный сегмент пострадал от пандемии в наибольшей степени. Восстановление происходит медленным темпом, а вероятность второй волны коронавируса не вселяет оптимизма.
Интерес к аренде торговых помещений в июне — августе снизился на 29% по сравнению с началом года. Впрочем, относительно периода самоизоляции показатели стали выше на 43%.
Стоит подчеркнуть, что отдельные магазины, стрит-ритейл, приходит в себя быстрее, чем торговые центры. Опять же это связаны с ограничениями, в ТЦ они намного серьезнее. Например, в торговых центрах до сих пор не открыты фуд-корты и развлекательные заведения, что значительно влияет на их посещаемость, а значит и на проходимость.
Если говорить о коммерческой недвижимости в целом, то эксперты прогнозируют, что с развитием онлайн-торговли потребность в складских помещениях будет только расти, в то время как интерес к офлайн-площадям сокращаться.
Для восстановления коммерческой недвижимости понадобится больше времени, чем для других сегментов.