После выплаты ипотечного кредита вы наконец-то радуетесь, что квартира теперь ваша. Однако это не совсем так, потому что существует так называемое обременение, которое необходимо снять, чтобы жилье оказалось в вашем полном распоряжении.
В этой статье мы подробно рассмотрим, как именно нужно снимать обременение с квартиры, а также вопрос с электронной закладной.
Определение обременения
До того, как будет полностью погашена ипотека, жилье будет в залоге у банка, который выдал вам ипотечный кредит. Обременение представляет собой ограничение собственника в его правах на полноценное использование жилой недвижимости. Нередко это значит, что владелец квартиры может в ней жить, проводить ремонт или вовсе сдавать в аренду, только если аренда не находится под запретом по условиям кредитного договора. Однако все сделки, связанные с обменом, продажей либо дарением такой квартиры, можно совершать лишь после согласования с банком.
Как происходит снятие обременения?
Как правило, весь процесс снятия обременения с жилья происходит в пять этапов:
- Сперва нужно получить от банка справку о том, что было произведено полное погашение ипотеки.
- После этого нужно в банке написать заявление на выдачу закладной. В целом на возврат документа банку требуется всего несколько дней. Самый максимальный срок составляет один календарный месяц, если только в ипотечном договоре не прописан другой срок. Также часть банков предоставляют своим клиентам ускоренную процедуру по выдаче закладной, однако уже за отдельную плату.
Тем не менее, стоит быть готовым и к тому, что этот процесс может все же затянуться, потому что некоторые банки нередко не предоставляют закладную на протяжении нескольких месяцев. И одной из причин такой задержки может стать потеря документа. Поэтому важно, чтобы еще при оформлении закладной у собственника был дубликат оригинала, находящегося банка. И если банк потеряет данный документ, то вам может пригодиться дубликат для того, чтобы снять обременение. Но если у собственника нет дубликата, то банку нужно либо взять его в Росреестре, либо оформить собственными силами.
- Далее потребуется отнести документы в МФЦ. Нужно заранее записаться на прием и подать закладную, заявление о снятии обременения, а также справку о том, что ипотечный кредит был погашен.
Также заявление о погашении ипотеки собственник квартиры может подать и через сайт Росреестра. Однако в данном случае нужна будет электронно-цифровая подпись. На снятие обременения у Росреестра уйдет всего три дня после того, как будут поданы соответствующие документы.
- После этого собственнику выдается справка о снятии обременения с жилья.
- И дальше нужно будет провести проверку того, что обременение действительно снято. Для этого нужно зайти на страницу справочного сервиса Росреестра и внести кадастровый номер либо адрес. Также эту информацию можно найти и в личном кабинете сайта. Другим вариантом проверки является получение выписки из ЕГРН. Однако в отличие от сайта Росреестра, где проверку можно провести бесплатно, для получения справки из ЕГРН потребуется заплатить госпошлину. И в этом году размер госпошлины составляет 460 рублей.
Также в некоторых банках существует упрощенная процедура снятия обременения. Так, в Сбербанке процесс снятия обременения происходит в автоматическом режиме, поэтому не потребуется подавать заявление, идти в сам банк либо МФЦ. Тем не менее, все равно через месяц желательно проверить, было ли снято обременение на самом деле или нет.
Обременение представляет собой ограничение собственника в его правах на полноценное использование жилой недвижимости.
Обременение представляет собой ограничение собственника в его правах на полноценное использование жилой недвижимости.
Как быть с электронной закладной?
Начиная с 2018 года в нашей стране стали использоваться электронные закладные. И одной из главных целей ведения таких закладных является попытка полностью исключить возможность утраты данных документов. Так же как и документарная закладная, электронная обеспечивает исполнение обязательств со стороны заемщика перед банком, который выдал ипотечный кредит. И за счет того, что электронная закладная является бездокументарной, практически совершенно исключается риск того, что она будет утеряна, что нередко случается при документарном обороте.
Важно знать, что электронная закладная может быть подписана лишь электронной цифровой подписью. И после этого она передается в Росреестр и хранится в депозитарии. Также вся информация по электронной закладной содержится в Едином реестре прав на недвижимость.
А что касается аннулирования электронной закладной, то не нужно писать никакого заявления. Росреестр производит прекращение ипотеки на основании заявления, предоставленного от банка и собственника, а также выписки по счету.